Асаны хатха-йоги

Для подавляющего большинства людей, лишь поверхностно знакомых с йогой, именно выполнение асан представляется важнейшей ее частью. Это не удивительно: несмотря на фантастические, нереальные позы мастеров йоги, рядовой обыватель, как правило, наполняется поистине священного трепета. Но на самом деле, асана — всего лишь третья из восьми ступеней классической йоги, основоположником которой считается Свами Патанджали (II ст. К н.е.) Согласно «Йога-Сутра», асане предшествуют яма и нияма, а пойдет -пранаяма. Вместе они составляют четыре низших ступени йоги, обычно называемые хатха-йога. А поскольку физический аспект практики является не менее важным, чем, скажем, энергетический или духовный, асаны хатха-йоги заслуживают детального и всестороннего рассмотрения в отдельной статье.

Что такое асана?

Очень часто, давая определение асаны, говорят о положение тела, которое удобно и приятно». Это всего лишь повторение слов Патанджали. Но какой именно смысл вкладывал древний мудрец в эти слова? Прежде всего, следует понимать разницу между асан осваиваемой (практикуется) и освоенной. В процессе освоения асан могут возникать болевые ощущения в мышцах, связках и суставах — абсолютно закономерны и безопасны, но далеки от понятий «удобно и приятно». В процессе практики, по мере освоения той или иной позы, они неизбежно уходят. Таким образом, можно сделать вывод, что эта характеристика верна, как постфактум, для освоенных асан. Кроме того, это же определение можно применить и к т.зв. «Асанам удовольствие» (бхагасанам), что не требует высокой степени напряжения и концентрации. И не в последнюю очередь следует обратить внимание на тот факт, что Сватмарама в своем каноническом тексте «Хатха Йога прадіпіка» указывает на необходимость практики всего одиннадцати (!) Ключевых поз. Кому-то это количество может показаться просто смехотворным, однако в нем скрыт глубокий смысл: практика йоги не должна иметь «перекоса» в сторону развития одного только физического тела, асаны не могут быть самоцелью, а их количество — предметом гордости; они являются всего лишь промежуточным степенью дальнейшем духовному развитию практикующего.

Исходя из вышеизложенного, мы можем определить асану, как статическую позу, при выполнении которой осознанное управление различными энергиями и физиологическими процессами в организме достигается за счет особенностей этой позы, перераспределения напряжений, сжатий и растяжений в теле практикующего.

Классификация асан

На сегодняшний день существует несколько типов классификации асан йоги. Вот самые распространенные из них.

— По особенностям выполнения — лежачие, сидячие, равновесные, наклонные, перевернутые и сокращения.

— По воздействию на организм — силовые, растягивающие, сдавливающие, скручивающие, перевернутые и комбинированные.

— По назначению — общеукрепляющие, медитативные и терапевтические.

Пользуясь этой классификацией, любой опытный преподаватель йоги из всего многообразия асан подбирает именно те, которые наиболее подходят для начинающего, в зависимости от его пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовки и морально-волевых качеств. При самостоятельной работе (нежелательно, но встречается сплошь и рядом), начинающим следует хорошо ознакомиться с теорией, не полагаясь на 1-2 учебных видео, и придерживаться определенных правил предосторожности. «Главное — не навредить себе!» — вот основной принцип, которым следует руководствоваться при самостоятельных занятиях йогой, о чем мы уже писали ранее.

Влияние асан на тело человека

При выполнении асан достигается эффективное влияние на физиологию тела. Концентрация усилий на различных участках тела ведет к их «пробуждения», активизации, улучшению жизнедеятельности этих систем и органов. Кроме того, влияние одной группы асан на деятельность симпатической нервной системы, приводит ее в тонус, а влияние другой группы точно так же влияет на парасимпатическую нервную систему. При изменении статического давления жидкостей в различных полостях человеческого тела, достигается влияние на функционирование различных систем органов (это т.зв. гуморальный эффект). А после сжатия или растяжения различных частей тела происходит компенсаторное увеличение в них кровообращения, также позволяет влиять на различные системы органов (т.зв. рефлекторный эффект). При воздействии на различные органы внутренней секркціі (железы), асаны благотворно влияют и на связанные с этими железами чакры (энергетический эффект).

Именно на этих основных принципах и строится наука об осознанном, творческом воздействии асан на тело человека. И неважно, какие цели поставлены — обще или узко-терапевтические — йога справляется с ними одинаково эффективно!

Духовные аспекты практики асан

Тотально угрожает сознание в собственное тело во время выполнения асан, йогин овладевает искусством полного физического и ментального расслабления. Практика асан и пранаямы одновременно позволяют ему освоить следующую ступень йоги, именуемую пратьяхара, основанную на

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *