Если говорить о стилях, оказавших наибольшее влияние на сегодняшнюю хатха йогу на Западе, то, в первую очередь, на ум приходят йога Айенгара и Аштанга виньяса. Под «влиянием» я имею в виду не только популярность самого стиля, но и то, какое значение он имел в развитии младших школ. И здесь Аштанга Виньяса Йога занимает одно из первых мест, породив целую плеяду вариаций и подражаний. Кроме того, многие из создателей интересных и самобытных направлений, в той или иной степени, используют ее методики, некоторые в прошлом занимались Аштанга, например, один из основателей Дживамукти йоги Дэвид Лайф, вообще, долгое время был авторизованным преподавателем АВЙ.
Нужно сказать, что зарубежная и отечественная история развития хатха йоги довольно сильно различаются. Скорее всего, массовая популярность практики асан на Западе началась с триумфального шествия йоги Б. К. С. Айенгара в середине 60-х годов, после выхода знаменитой «Йога Дипики» (1966). В России последователи строгого учителя из Пуны появились еще в 80-е годы, а в 1989 впервые приезжал и сам отец-основатель. Практикующие йогу Айенгара, впрочем, всегда стояли особняком от других школ. Конечно, были те, кто начинали заниматься по его системе, затем, по тем или иным причинам, переходили к другим стилям или создавали свои. Они, в дальнейшем, использовали детальную отстройку базовых асан и очень четкую, понятную западному уму методологию. Но, это произошло уже позже, когда появилась альтернатива – те самые другие направления. До начала 90-х никакой другой более-менее известной школы на территории бывшего СССР не было. Простому советскому гражданину выехать за пределы горячо любит своих граждан Родины в Индии было практически нереально. На фоне дружбы Леонида Ильича Брежнева и Индиры Ганди, появления нескольких репортажей о жизни трудового индийского народа и фильма «Индийские йоги-кто они» (1970), был определенный всплеск интереса к обучению йоги. Правда, воспринимали ее исключительно как еще одну оздоровительную систему — индийский вариант школы Порфирия Иванова. Духовности, таким категориям как карма, реинкарнация, самадхи — в массовом сознании места не было. Йога считалась чудесным видом иностранной физкультуры, способом доказать степень владения телом до невероятных высот. Достаточно вспомнить книгу «Лезвие бритвы» популярного в те времена писателя Ивана Ефремова, где одну из главных героинь — мастера спорта по художественной гимнастике, прыжкам в воду и скалолазания, короче, спортсменке и комсомолке, устами бородатых старцев индусов говорилось, что она «постигла хатха йогу». Так, более глубокое погружение в практику неизбежно приводило бы к вопросам о природе человека и его назначении, а йогическая трактовка глобально отличалась от идей марксизма-ленинизма, изучение этой темы выходит за рамки сугубо научного интереса, не поощрялось. Конечно, некоторые традиционные тексты переводились на русский, защищались диссертации, но это были академические исследования людей, не имевших никакого опыта личной практики, которые пытались объяснить все многообразие явлений и исторических реалий древней Индии с точки зрения диалектического материализма, западной психологии и философии. Чуть позже всю восточную «упадническую» тематику запретили вообще и те, кто занимались, делали это украдкой, прикрываясь названиями типа «Группа здоровья»