Как достичь самадхи. Часть 1.

Общим местом обсуждения на форумах и в живом общении в среде опытных йогов стало утверждение, что в наши дни йога деградировала с духовной дисциплины, включающей физические упражнения, в откровенную «физкультуру». Это, в большой степени, действительно состоялось, по нескольким объективным причинам:

Прежде всего, малая доступность аутентичной информации о целях, методах и структуре Аштанга Раджа Йоги («восьмиступенчатой йоги» — не путать с Аштанга-виньяса йогой, которая является авторским методом, что сформировались лишь в 20м веке стараниями 2-3 выдающихся Мастеров и целой армии их последователей. Большинство практикующих йогу сегодня получают информацию из мало достоверных источников: занятий с преподавателями, которые йоги малую часть своей жизни; коммерчески ориентированных брошюр, книг, DVD и даже (многим, особенно на Западе, это даже не кажется забавным) видеороликов с YouTube и подобных материалов. Многие преподавателя йоги пришли с фитнеса, и преподают йогу как фитнес, лечебную гимнастику (йогатерапию), не дав себе труда познакомиться с первоисточниками (Ведами и Упанишадами).
Образ жизни, ментальность современного (как западного, так и восточного») человека, и, как следствие, цели, которые он ставит в практике йоги. Чаще всего это цель оздоровление, достижение которой вообще выносит Самадхи за пределы обозримого даже в перспективе. Это можно наблюдать в 20-21 веках и в Индии, где большую популярность завоевали не настолько духовные, сколько физически развитые учителя, которые призывают делать йогу для здоровья и силы (такой путь можно назвать «асурическим»). Чаще всего от такой йоги нужно лишь повысить эффективность прикладных процессов (работа, учеба), улучшить состояние здоровья, повысить энергетику и привлекательность (с целью найти мужа\жену). Это достигается за считанные годы, если не месяцы, что обеспечивает постоянный приток адептов. Часто йога практикуется с такой целью, и достижение по определению промежуточных результатов (перечисленных только что) принимается за конечную цель (поскольку нет знания о подлинной цели — Пробуждении), и на этом пути человек быстро начинает преподавать, неся свое ограниченное, искаженное видение йоги другим.
Дискредитация религии, которая произошла в царской России, вследствие того, что многие пастыри церкви потеряли авторитет в глазах народа (тех самых пресловутых «рабочих и крестьян»), которых они, по идее, должны были побудить своим примером*. Аналогичный процесс произошел в последние столетия и в Индии (хотя, может быть, в меньшей степени). Добавили масла в огонь и «кришнаиты» (секта в рамках вишнуизма, которая десантировалась в 80-е годы в СССР, неся собственно авторское (с подачи Ш. Человека) видение индуизма, целей и образа жизни (в основном, это религиозное поклонение Кришне и соблюдения множества мелких бытовых правил и предписаний). На фоне общего отвращения к религии, которое стало результатов этих явлений, любое упоминание о боге в рамках йоги воспринимается нашим соотечественникам негативно, как попытка «загнать в секту». Если вспомнить кому-то, что целью йоги является богореализация, человек чувствует большую тревогу. Бывают случаи, что люди идут с тренировки, если поставить на фоне мантру «Харе Кришна» или другую религиозную музыку», говорю из опыта. В свете этого Самадхи тоже воспринимается как некая религиозная догма, и интереса к нему мало.
Таким образом, некоторые вообще интересуются Самадхи и даже просто медитацией в рамках «обычной» йоги. Если для вас йога — физическая культура, вряд ли медитация заинтересует. С другой стороны, обычно процесс самопознания начинается на уровне тела (самом грубом — асаны), затем идет открытие энергетичеких возможностей (что порождает интерес к пранаяме), и потом уже к медитации (как метода поработать непосредственно с умом и исследовать дальше). Сейчас йогу коммерчески невыгодно выкладывать «в пакете», «3 в 1», как это делалось в течение тысячелетий, т. к. медитация обычно не вызывает больший интерес, чем, например, мантра-йога. Обычно незнающий человек считает медитацию просто потерей времени, а практику асан — эффективной. Если вы уже осознали, что «без медитации — никуда», то вы «созрели» для «быстрых методов» достижения Самадхи — конечной и единственной цели медитации.

Но сначала стоит разобрать медленные методы, чтобы понять, в чем отличие и привлекательность «быстрых». А также определиться, какой метод — будь он «медленным» или «быстрым», неважно — доступен для вас на данный момент эволюции сознания. Полезно только своевременное лекарство от болезни, которая мучает сейчас. Поэтому если «быстрый» метод не подходит, не получается — надо делать «медленный». И вполне возможно, что он быстро приведет вас к быстрому методу, пардон за тавтологию. Я беру слова «медленный» и «быстрый» в кавычки именно по этой причине. Иногда свойства ума и тела такие, что не избежать «медленных» методов, а иногда можно совершить прыжок — вот для тех, кто может и хочет это сделать, и предназначен этот материал.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *