Йога: через асаны к состраданию

Ложусь в асану «стрекоза». Первая реакция – просто заплакать от сильных болей в плечевых суставах. Но я сдерживаю слезы, дышу глубоко и размеренно, веду внутренний диалог: «Надо терпеть. Дышать и терпеть. Развитие не бывает без страдания».

Когда йога впервые входит в жизнь человека, она, непонятная и неузнанная, манит необычностью, нестандартностью и миражом возможных достижений. Кажется, немного практики, и ты с легкостью будешь гнуться, тянуться, станешь стройным и сильным, сможешь на захват закидывать ногу за голову или стоять в безумных балансах. И ты, как в омут головой, бросаешься в практику, неистово разрывая тело в эгоистическом желании быстрее достичь совершенства. Месяц-другой такой бурной деятельности, и ты сгораешь: пропускаешь занятия, просыпаешь утреннюю медитацию, и вот уже коврик полгода пылится в углу. Не та мотивация, не тот посыл. В мелкой воде не водится большая рыба.
При первом столкновении в йоге с собственным телом ты с удивлением обнаруживаешь, что как будто впервые знакомишься с руками, ногами и позвоночником, и знакомство это далеко не радужное и приятное. Достать лбом до колена? Скрутиться и посмотреть за правое плечо? В наклоне выпрямить ноги? Сделать прогиб назад? Тело неистово кричит, сопротивляется, а вечно суетной ум искушает расслабиться, полежать, поспать или отвлечься. В первые месяцы занятий происходит самое полезное открытие для новоявленного йогина: тело – это не «Я», силой мысли его не сломаешь, оно требует уважения, усердной работы, тонкой осмысленности малейших действий и сострадание. В повседневной жизни человек совершает физические движения бездумно, хаотично, привычно и совершенно не задумываясь, как работает весь его живой отлаженный механизм.
Асаны учат здесь и сейчас относиться к телу с вниманием, заставляют погружаться в себя и чувствовать тело в единстве с разумом и внутренней совершенной природой. Развитие тела через йогические упражнения – это узнавание своей Самости в мельчайших физических нюансы. До йоги я и не подозревала, что не умею делать глубокие вдохи животом, что сидеть в позе лотоса мне дано лишь через адское жжение в ногах, из-за устаревшей торопливости ума я не в состоянии освоить ни один баланс, а погружение в медитативное состояние проходит через борьбу со сном, страхами, эмоциями и безволием. Занимаясь изо дня в день, ты снова и снова говоришь себе: «Ну, здравствуй, мой драгоценный человеческое тело. Давай потерпим еще немного. И пусть воздастся нам однажды падмасаной спокойным и усмиренным умом». И терпишь, и дышишь, и осознаешь. Но все это опять Эго — для себя и о себе: ожидание результата, рассматривание в зеркале изменений тела, сравнения итогов с выстроенными однажды идеалами. Игры разума, использование внутренних ресурсов на восстановление внешней картинки. Уже не тамас, но все еще ярко горящий раджас.

Добавить комментарий

Related Post

9 цитат доктора аюрведы и йогатерапии Мадавана Мунусами9 цитат доктора аюрведы и йогатерапии Мадавана Мунусами

Доктор Мадаван вдохновляет и кардинально меняет взгляд на йогу и жизнь в целом. Доктор Мунусамі принадлежит к южно-индийской ветви школы йоги Свами Шівананди и имеет степень бакалавра в Аюрведической медицине

Практика медитации в Сахаджа ЙогеПрактика медитации в Сахаджа Йоге

Состояние медитации легко достигается регулярным применением нескольких простых приемов, которые предложила Шри Матаджи. Прежде всего, медитирующий должен использовать фотографию Шри Матаджи, для того чтобы получать вибрации, которые можно ощутить как

Виды асанВиды асан

Для удобства понимания последовательности вхождения в практику йоги, разделим асаны на несколько групп и выделим три вида асан: 1. асаны для начинающих йогов 2. асаны для йогов среднего уровня подготовки